Вот такая любопытная статья мне попалась....
"Я хочу свою сестру!"
Мы провели научный эксперимент, используя поисковик Google. Вводили простые безобидные слова и словосочетания (я, меня, я хочу, я не, ты, меня… ) и фиксировали самые популярные запросы. Результаты исследования потрясли не только нас, но и известных ученых-психологов.Русские люди, что с вами?
Эксперимент подтвердил страшную вещь: россияне склонны к суициду, депрессии и всякого рода извращениям. Обратите внимание на количество запросов! Хотят умереть — 1 млн 300 тысяч человек, хотят убивать — 1 млн 870 тыс. человек, признают себя неудачниками — 672 тыс. человек. Не хотят жить — 3 млн 440 тыс. Психиатры должны бить тревогу! Особо удивили запросы «Я хочу свою сестру» — 1 млн. 190 тыс. и «Меня никто не любит» — почти 4 млн!
За комментарием я обратилась к Игорю Дубову — кандидату психологических наук, заведующему лабораторией социально-психологических проблем сознания в Психологическом институте РАО, автору книги «Психология больших групп: социально-психологические феномены», редактору издания «Ментальность россиян». Игорь Глебович, находящийся сейчас в Ялте, был очень удивлен результатами нашего исследования и попросил прислать их в документальном виде — возможно, они пригодятся ему для новой работы.
— То, что вы сделали, это фантастика. Очень интересные результаты! Известный психолог Владимир Лефевр, который сейчас живет и работает во Франции, написал несколько работ на эту тему. Он использовал метод математической логики применительно к психологии и обнаружил интересное явление: этические системы русских и западных людей принципиально разняться. Лефевр исследовал взаимодействие понятий «добро» и «зло» и выяснил, что для русских компромисс между добром и злом обращает добро в зло. («Ложка дегтя портит бочку меда», — подумала я) А для западного человека компромисс между добром и злом делает зло добрее (То есть бочка меда сглаживает вкус дегтя). Пример такой: если вы приходите в магазин и начинаете скандалить, набрасываясь на продавщицу: «Ты как стоишь! Что так плохо работаешь! Ничего не умеешь!», то русская продавщица заводится через минуту и отвечает тем же: «Сам козел! Еще очки надел! Иди вон!» И толпа в очереди ее поддерживает. Если же конфликт происходит в Америке, где принципиально иная ментальность, продавщица в ответ начинает говорить: «Пожалуйста, успокойтесь! Мы сейчас все решим! Никаких проблем не будет!» Потому что она, стоя на стороне добра, не боится вступить в компромисс со злом, понимая, что зло станет после этого лучше. А русская продавщица никогда не сможет вступить в компромисс со злом, пытаясь отстаивать добро, но эффект получается обратный. Вот эта разница ментальности, на мой взгляд, делает русских людей гораздо более озлобленными, агрессивными и за этим тянется весь комплекс явлений: мизантропия, человеконенавистничество, ожидание от окружающего мира агрессии. Видимо, вы зацепили явление, очень близкое к этому.
Мне стало интересно, отчего мы — русские люди — такие злые? Что это — последствие сурового климата, исторических событий, а может быть плохая генетика? И можно ли на государственном уровне исправить наш злополучный менталитет?
Меня никто не любит!
Вернемся к теме «Я неудачник, меня никто не любит и я хочу умереть», которая вдохновляла Чехова, а теперь доминирует в поисковиках Google. Согласно недавним исследованиям, русские больше людей других национальностей склонны к гневу, гордыне и унынию. Мы кажемся иностранцам депрессивными, хмурыми, невоспитанными, недоброжелательными. И это, как ни печально, недалеко от истины.Кто испортил наш менталитет? И что с этим делать?
Недавно наш пользователь разместил у себя жуткий ролик, в котором русская девица с лексиконом провинциального гопника устраивает кипиш в турецком баре… Говорят, это видео стоило скандалистке работы. Но от этого не легче. Именно такие люди формируют имидж русских за рубежом.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=dh_2IyX3BKw[/youtube]
«Люди склонны думать о себе хорошо, — пишет Владимир Мединский в книге «О русском пьянстве, лени и жестокости». — Обычно даже лучше, чем они есть на самом деле. Это относится и к целым народам, всегда старающимся сформировать о себе самое положительное мнение. Но только не к русским, с удивительным мазохизмом культивирующим о себе самые негативные стереотипы, причем со ссылкой на классиков: все, мол, «пьют», «воруют» (Карамзин), «ленивы и нелюбопытны» (Пушкин), хотят, чтобы у них, Емель, все было «по щучьему веленью»… Так правда это все или мифы? Откуда это пошло?»Продолжаем разговор со специалистом по российскому менталитету Игорем Дубовым, кандидатом психологических наук, заведующим лабораторией социально-психологических проблем сознания в Психологическом институте РАО.
— Игорь Глебович, почему мы такие злые? Это обусловлено историей, суровым климатом или плохими генами?
— Я думаю, что это связано не с генами, а с культурным наследием. В нашей стране долгие годы царила атмосфера подозрительности, мы жили во враждебном окружении, нас воспитывали так, что мы всегда должны давать отпор: внутренним и внешним врагам. Мы обязаны были бороться за чистоту и правоту наших идеалов. Так продолжалось почти весь XX век. И эта социальная установка стала применяться в любом поведенческом акте. Мы всегда готовы к нападению, исходя из того, что вокруг очень много врагов. Люди, которые думали иначе, были уничтожены или изолированы от общества. Такого рода восприятие стало культурной характеристикой всего нашего общества.
— А до XX века мы были другими — добрее и лучше?
— Я думаю, да. Установка на враждебность навязывалась нашими лидерами с 30-х-40-х годов. В XX веке сформировались многие поколения, готовые дать отпор любому врагу.
— Сейчас можно расслабиться и стать добрее, ведь никакой опасности нет?
— Я не согласен с тем, что сейчас времена другие. Не все в нынешней политике меня устраивает: возвращается очень многое из советского прошлого и, в частности, идея о том, что мы живем во враждебном окружении и нас не любят другие страны и народы. Эта идея все чаще начинает звучать с экранов телевизоров и от наших лидеров — в речах премьер-министра эта мысль прослеживается очень часто.
— Но нас действительно не очень любят на Западе...
— Это правда. Проводилось исследование восприятия русских людей европейцами. Нас воспринимают как людей агрессивных и недоброжелательных. Могу поделиться личным опытом: замечал неоднократно, русские за рубежом — это тяжелое зрелище. Я когда вижу соотечественников, всегда отхожу подальше. У нас стереотип поведения — скандалить и защищаться, нас так учили мамы и папы, а их учили их родители.
— Еще у нас есть непонятная мне черта: мы специально занижаем свои успехи. На вопрос, как дела, американец с улыбкой отвечает: «Fine!», а наш человек подробно рассказывает о проблемах с детьми, здоровьем, деньгами. У американцев есть стена славы своих детей, они приучают их гордиться любыми достижениями, а у нас культивируется стеснительность и скромность. Откуда это?
— Установки передаются из поколения в поколение: «Не высовывайся сынок, тебе же хуже будет!», «Молчи, не спорь с начальством!», «Любая инициатива наказуема». Это советские инновации. Американцы никогда не просят. Словосочетание: «Help me!» используется чрезвычайно редко, когда действительно нужна помощь. Мы же обожаем жаловаться на жизнь, это не генетическая черта, а культурная. Думаю, родилась она в советское время: если ты жил хорошо, тебя могли «укоротить». В нашем менталитете много нелицеприятных черт.
— А можно ли изменить менталитет? Посоветуйте, как это сделать!
— Нужно выработать социальную установку: никогда не поддаваться унынию. Каждый человек в силах убедить себя в этом, научиться иначе смотреть на жизнь, бороться с депрессией. Кроме того, есть вещи физиологического плана, помогающие выйти из мрачного настроения: адреналин в крови (а мрачное настроение обусловливается скоплением адреналина) разлагается при мышечной нагрузке. Если вы в плохом настроении нарубите поленницу дров, я вам гарантирую, что настроение повысится!
— Я думаю, менталитет можно изменить на государственном уровне. Например, как на Востоке: с помощью идеологии и гимнастики. Или, как Сталин, снимая патриотические фильмы и вселяя энтузиазм с помощью ободряющих плакатов…
— Можно. Но я бы нижайше просил наших государственных лидеров не лезть в этот процесс! Уже столько сделано на государственном уровне в плане формирования менталитета, что если заниматься этим дополнительно, результаты могут быть страшными. Манипуляции массовым сознанием нации — это отвратительно, независимо от того, добра ты хочешь или зла. Пусть люди живут, как знают, и сами пытаются с собой разобраться. А государство опять наломает дров, никогда ничего хорошего оно в этом плане не делало.
galyavud.f5.ru