Кто-то улыбнется этому вопросу, кто-то ухмыльнется, но на самом деле этот вопрос ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖЕН.
Ведь именно ощущение бессмысленности собственной жизни является частой причиной депрессий, психосоматических заболеваний, алкоголизма и самоубийств.
Причем психологи отмечают такой факт: если в 1950-ых годах доля пациентов, психологические проблемы которых были связаны с бессмысленностью собственной жизни, составляла примерно 20-30% от всей массы клиентов, то сейчас эта доля поднимается до 70%.
Это огромная цифра. Для 70% посетителей кабинета клинического психолога нерешенный вопрос о смысле собственной жизни является ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ, портящей здоровье, нервы, отношения.
Таким образом, для гигантского количества людей единственный способ спасти свое здоровье, избавиться от депрессии, а иногда и сохранить жизнь, заключается в том, чтобы найти ответ на вопрос "в чем смысл жизни?".
Для того, чтобы попробовать разобраться в этом вопросе, начнем с того, что попробуем понять слово "смысл".
Под словом "смысл" (объекта, явления) в психологии понимается субъективная значимость (объекта, явления).
Из этого короткого определения можно сделать глобальный вывод: раз значимость субъективна (то есть каждый человек её оценивает по-своему), то ОБЩЕГО для всех смысла жизни НЕТ и быть не может.
У каждого человека свой смысл жизни. Этот вывод делает бесполезным сам задаваемый вопрос - "а в чем смысл жизни?" - , т.к. отвечающий принципиально не способен поделиться с вопрошающим своей субъективностью (говоря проще, "Свои мозги не вставишь").
Но если этот вопрос бесполезен, то почему его так часто задают люди?
И здесь мы приходим к странному выводу о том, что само по себе возникновение такого вопроса является ДИАГНОЗОМ психологического неблагополучия человека, который такой вопрос задает.
Человек, который мучается вопросом "а в чем смысл моей жизни?", - не ощущает значимости своей жизни. Жизнь такого человека перестала быть наполненной, она как бы замерла на месте, и стала стремительно обесцениваться в собственных глазах.
Эта ситуация характерна только для современного общества. Еще 100-200 лет назад вопрос о смысле жизни был уделом очень малого числа людей, чья жизнь не являлась постоянной борьбой за выживание.
Крестьянин, погруженный в ежедневную заботу о домашнем скоте и урожае, вынужденный работать с раннего утра до поздней ночи, не ощущал бессмысленности своей жизни. Вопрос о смысле жизни не возникал в его голове.
Вопрос о смысле жизни заботил богатых дворян. Вот что пишет об этом Лев Толстой в своей "Исповеди": "Пять лет назад странное состояние ума начало овладевать мною: у меня были моменты растерянности, остановки жизни, как будто я не знал, как я должен жить, что я должен делать. ...Эти остановки жизни всегда возникали с одним и тем же вопросом: "почему?" и "зачем?" ...Эти вопросы со все большей настойчивостью требовали ответа и, как точки, собирались в одно черное пятно".
Во время такого кризиса смысла или, как он это называл "остановки жизни", Толстой задавался вопросом о значении всего, что он делает. Какой смысл, спрашивал он, управлять поместьем, учить сына?: "Зачем? У меня сейчас шесть тысяч десятин в Самарской губернии и три тысячи лошадей - что дальше?".
Он действительно хотел знать, для чего ему писать: "Ну, что если я буду более знаменитым, чем Гоголь, Пушкин, Шекспир, Мольер - чем все писатели в мире - ну и что? Я не мог найти ответа. Такие вопросы требуют немедленного ответа, без него невозможно жить. Но ответа не было никакого".
В пятьдесят лет Толстой склонялся к самоубийству: "Вопрос, который на пятидесятом году привел меня к намерению самоубийства, был самым простым из вопросов, лежащим в душе каждого человека от недоразвитого ребенка до мудрейшего из мудрецов:... "Почему я должен жить? Почему я должен чего-то желать? Почему я должен что-либо делать?"... ".
Но, наблюдая за простыми крестьянами в своем поместье, Л.Н.Толстой пришел к выводу о том, что простой крестьянин очень далек от подобных фундаментальных сомнений.
Крестьяне жили близко к земле, чувствовали себя частью природы, выполняли природную задачу, когда пахали землю, сеяли, жали, готовили пищу и без какого-либо размышлений "о смысле жизни" смело шли в будущее, рожая и воспитывая детей. Кроме того, их труд был по определению значимым. В конце концов, кто может усомниться в осмысленности задачи выращивания пищи, задав вопрос "Зачем?". Выращивание пищи - занятие, являющееся несомненно нужным и правильным.
Лев Толстой, пришел к заключению, что крестьянин знает нечто такое, чего сам Толстой не знает, и в соответствии с этим начал искать освобождения от своих мучительных вопросов в подражании крестьянину.
Толстой начал пахать землю, заниматься тяжелым физическим трудом, есть простую крестьянскую пищу. Погружение в жизнь крестьянина целиком изменяет жизнь Толстого - он фактически отрекается от всего написанного ранее и начинает писать публицистические статьи о недопустимости телесных наказаний, о своем понимании религии, о запрете смертной казни; организует помощь голодающим, посещает тюрьмы и т.д. Забота о простых людях делает его жизнь наполненной, и потребность искать смысл жизни исчезает.
Но если 100 лет назад кризис бессмысленности касался в основном только богатых дворян, то в настоящее время этот кризис получил гораздо боле широкое распространение.
По российскому Трудовому праву нормальная продолжительность рабочей недели не может превышать 40 часов. Все остальное время для современного человека - свободное.
Обилие свободного времени (особенно в выходные дни) и приводит к возникновению кризиса "смысла жизни", т.е. к ситуации, когда человек чувствует, что его жизнь остановилась (а вместе с этим и пропадает ощущение значимости жизни).
Различают две стадии этого синдрома бессмысленности: стадия вакуума и стадия невроза.
Во время стадии вакуума человек переживает скуку, апатию и пустоту. Человек думает, что ничего не хочет.
Следующая стадия - стадия невроза - это стадия заполнения образовавшейся пустоты невротическими проявлениями: алкоголизмом, перееданием, депрессией, навязчивостью, ненормальной сексуальностью, безрассудством и т.д.
Конечно, все эти невротические проявления не лечат причину - они не дают смысл жизни, они временно наполняют её хоть чем-то.
Л.Н.Толстой подсказал нам, что единственным надежным средством избавиться от ощущения бессмысленности жизни является вовлеченность. Современная психотерапия это подтверждает.
В отношении поиска смысла жизни справедливо тоже правило, что и для поиска счастья.
Как известно, чем больше мы ищем счастья, тем больше оно от нас ускользает. Это обстоятельство (профессиональные философы называют его "гедонистическим парадоксом") побудило Виктора Франкла сказать: "Счастье происходит; нет смысла за ним гнаться". Британский философ Алан Уоттс выразил это так: "Только когда вы его ищете, вы его теряете".
То же самое справедливо и в отношении смысла жизни. Поиск смысла жизни приводит к тому, что вы его теряете.
Только вовлеченность в жизнь наполняет ее ощущением смысла.
Вовлеченность - это психотерапевтический способ избавления от бессмысленность вне зависимости от источника последней.
Вовлеченность человека в любое из бесконечного множества жизненных действий позволяет избавиться от ощущения остановки жизни и наполняет жизнь ценностью. Причем не важно, что Вы делаете - строите дом, заботитесь о других, развиваете свои идеи или проекты, к чему-то стремитесь, учитесь - важна ваша вовлеченность в жизнь.
Здесь нужно сделать одно уточнение. Часто можно услышать такое высказывание: "я ничего не хочу! как мне заставить себя что-то захотеть?!"
Действительно, как заставить себя вовлечься в жизнь, если вовлекаться не хочется? :о)
Но в этом вопрос всегда есть большая доля лукавства. Человек всегда что-то хочет. Например когда он говорит о том, что "ничего не хочет" - это значит, что он ХОЧЕТ сказать о том, "что ничего не хочет".
Даже если человек вас уверяет, что "ничто не имеет значения, а значит и жизнь не имеет значения", то ему на это можно возразить дважды:
а) раз ничто не имеет значения, не должно иметь значения и то, что ничто не имеет значения;
б) если человеку так важно убедить вас в том, что "ничего не имеет значения", то видимо это убеждение для него имеет значение, ведь ему хочется передать свои выводы другим.
Т.е. в любом случае человек всегда что-то желает (даже если уверяет всех в обратном), и на основе этого желания его можно вовлечь в жизнь. А у вовлеченного в жизнь человека вопросы о смысле жизни исчезают сами собой.
Один из самых ярких мыслителей XX века Людвиг Витгенштейн сказал об этом так: "Решение проблемы жизни видится в исчезновении проблемы".