Вчера посмотрела передачу "Цена успеха Леонида Филатова". Меня вообще давно интересовала ситуация из жизни Филатова, возможно, ошибки молодости, которые с возрастом его волновали все сильнее, которые скорее всего здоровья ему не прибавляли.
На всякий случай вот биография этого актера.
Вот немного оттуда:
Талант Филатова-актера, по признанию многих его коллег, - это талант вулканического происхождения, хотя по этому счету "природный вексель" не оплачен и наполовину. Хотя Ю. Любимов быстро проникся уважением к новобранцу, и нельзя сказать, что обижал его ролями, недоглядел или был нечуток к молодому дарованию, но все-таки сыграл Л.Филатов на "таганской" сцене не так уж и много. Ведущий в "Что делать?, Горацио в "Гамлете", Кульчицкий в "Павших и живых", Федерциони в "Жизни Галилея", эпизодические роли в "Десяти днях", "Часе пик", центральные - в "Доме на набережной", "Пристегните ремни", "Пугачеве", "Антимирах", "Мастере и Маргарите", "Товарищ, верь" - все добротно и успешно для нормального актера. Но "полигона" для вулканической породы все-таки маловато.
Был бы Филатов только актером - может, взроптал бы, нашел бы себе другой театр, где мог утолить свои "премьерские" амбиции, вполне законные для такого мастера. Но помешали ему в этом (и помогли "Таганке") нетривиальные черты характера: умение дорожить честью братства, способность к самоиронии, любовь к таганскому "дому" и к каждому из "домочадцев". Отсюда и горячее сострадание Ю.Любимову за его мытарства, за мучительную цену, которую платили театр и его создатель временщикам-чиновникам. Здесь ярко проявилась способность Л.Филатова к самоограничению во имя важного вклада всего репертуара театра в судьбу Отечества. Составные его портрета можно назвать коротко и просто -интеллигентность, добропорядочность, патриотизм. Из года в год оттачивался творческий почерк актера, четче становился внутренний и внешний рисунок его ролей.
Л. Филатов становится полноправным членом "таганского соавторства". Не только актив творческих предложений по ходу репетиций, не только внерабочее сочинительство, но и сам характер владения материалом пьесы, поэтическое мышление соучастника спектакля в целом сразу поставили его в ряд с ведущей группой актеров-авторов, где каждый по-своему помогал Любимову: В.Высоцкий, В.Золотухин, А.Демидова, Б.Хмельницкий, И.Дыховичный. Неудивительно, что в перечне имен создателей одного из спектаклей "Таганки" - "Под кожей статуи Свободы" значилась и фамилия Л.Филатова.
В тот период, когда "Таганку" возглавил А.Эфрос, Леонид Филатов в течение двух лет работал в театре "Современник" (1985-1987). В 1987 году он вновь вернулся в "Таганку".
Да, вот это то самое, когда Любимов - талантливый организатор настолько увлек способных людей и создал нечто, чем можно было гордиться, что составляло гордость Театра. Да, конечно, страдать ему пришлось в борьбе с чиновничьей коррупцмей. Однако, силы он черпал из своего окружения. Ну не смог бы он один справиться.
Ну а Филатов настолько был очарован им, что не стал работать с Эфросом. Более того, осудил его за то, что то занял место любимого режиссера, более того, каким-то образом досаждал ему ( уже, если честно, не помню, именно об этом передачу видела уже давно), даже, кажется, преследовал его. Все это, конечно, максимализм. Не знаю, какой. Он, наверное, чаще бывает юношеский, но бывает и пожизненный.
Вот этот максимализм сыграл и в тот момент, когда Любимов, вернувшись в театр, решил избавиться от большей части людей, при помощи которых вознесся вверх, тех, кто помог ему достичь успеха. Филатов - человек очень остро чувствовавший несправедливость - не смог остаться равнодушным, сказал, что думал по этому поводу...
И как сказал!
Это фильм "Сучьи дети".
Честно говоря, фильм смотрела до того, как узнала все эти факты биографии Филатова. А после этого фильм для меня стал гораздо мощнее, значительнее. Это, мне кажется, фильм - раскаяние. Перед Эфросом, перед теми людьми, которых, возможно, Филатов вдохновлял своим отношением к Любимову. Но это не делает этих людей ничтожеством. Да, возможно, люди сразу не почувствовали натуру Любимова, за что, собственно, поплатились впоследствии... Нельзя добиваться успеха ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Это наказуемо. Я не знаю, кем, чем, но обязательно это будет.
А за жестокость к Эфросу, о чем сам Филатов и его друзья рассказывали, как и о раскаянии в этом, Филатов заплатил, думаю, большую цену. В конечном итоге он просто потерял здоровье. Жена считает, что это случилось во время съемок фильма "Сукины дети".
Кстати сказать, ведь таких историй с талантливыми людьми очень даже немало в истории. Когда они оставляли бессмертные памятники в искусстве или в других отраслях жизненных, а по жизни были людьми не очень достойными в разной степени. От просто людей с тяжелым характером, неуживчивыми до откровенного гнилья.
Вы, кстати, такие примеры знаете?
Как вы вообще к этому относитесь? Считаете ли, что цель оправдывает средства? Лично я - неоднозначно. В разных ситуациях по-разному.